Русская армия в Первой мировой войне
Архив проекта -> Сарыкамышская операция -> Глава II
Русская армия в Великой войне: Сарыкамышская операция

II

Краткий обзор Кавказско-турецкого театра военных действий
Схемы 1 и 2

Главнейшие события Сарыкамышской операции протека-ли в обширном районе, ограниченном линией: Эрзерум, Батум, Ардаган, Карс, Кагызман, Кепри-кей. Главнейшим объектом действий со стороны русских, кроме живой силы противника, являлась крепость Эрзерум, расположенная в 100 км от бывшей русско-турецкой границы. Эрзерум прикрывал с суши Анатолию - эту основную базу Турции, богатую экономическими средствами и имевшую однород-ное население, большую часть которого составляли турки-османы.
Для турок главным объектом действий после разгрома Кавказской армии могли явиться: Тифлис - политический центр Закавказья и узел главнейших путей; Баку - промышленный центр (нефть); крепость Карс и укрепленный Батум, являющийся лучшим портом на южном побережьи Черного моря.
К востоку от плоскогорья Малой Азии протягивается в сторону Персии высокое нагорье, составлявшее собственно передовой Армянский театр, на котором и происходили главнейшие операции.
Армянское нагорье включает все пути из Закавказья в Анатолию и Месопотамию, а следовательно, и к головному участку Багдадской железной дороги, сооружавшейся германцами от Константинополя до Несибейна.
Средняя высота нагорья около 2 000 м. Его пересекают пять продольных хребтов под названием Тавров, имеющих направление по параллели, и два поперечных меридиональных, достигающих высоты 2 800-3 000 м. Между Северным и Средним Армянскими Таврами находится наиболее до-ступная для колесного сообщения полоса долин, образующая как бы коридор, с довольно значительной плотностью населения и сравнительно богатыми средствами. В этой по-лосе центральное место принадлежит Эрзерумской нагор-ной равнине с окружающими ее хребтами, где расположена крепость Эрзерум. По этой равнине проходят все лучшие пути в Анатолию из Закавказья и Персии и она же являлась естественным, укрепленным природой и военно-инженерным искусством плацдармом для сосредоточения турецких сил против Закавказья.
[6]
Между Средним и Южным Армянскими Таврами проле-гает также сравнительно доступная полоса нагорных равнин, допускающая дальний обход Эрзерума с юга.
Эти нагорные равнины пересекаются двумя меридиональ-ными хребтами, которые образуют естественные оборонительные рубежи, преграждающие пути наступления с востока на запад и обратно.
Из этих поднятий восточное служило первым оборони-тельным рубежом русских в приграничной полосе. Западное же поднятие прикрывает Эрзерумскую равнину с востока и на нем сооружены укрепления Эрзерума фронтом на восток.
Восточное поднятие, в зоне которого развернулись глав-нейшие события Сарыкамышской операции, включает системы хребтов Соганлуг и Арсиан (схема 2). Последний, начинаясь от горы Алла-Икпар, заполняет своими труднодоступными отрогами значительное пространство к западу от Ардагана, чем затрудняет ведение крупных операций в Батумской области.
Через хребет Соганлуг, протяжением до 50 км, поросший в значительной части строевым хвойным лесом, переваливает ряд путей, главным образом в его более доступной средней части в районе Сарыкамыша. С конца октября по май все горные хребты Армении покрываются глубоким снегом, и сообщение в зимних условиях без регулярной расчистки перевалов или без использования горных лыж становится не только затруднительным, но местами совер-шенно невозможным.
Центральным пунктом, где сходятся главнейшие пути, пе-ресекающие Соганлуг, является Сарыкамыш, куда были доведены от крепости Карс стратегическое шоссе (вдвое шире обычного) и железная дорога нормальной колеи.
Сарыкамыш расположен в долине на высоте 2 180 м над уровнем моря. Доступ в эту долину с юга и юго-запада преграждается труднодоступным массивом Сурп-хач (выше 3000 м); с запада и северо-запада долину ограничивают отроги хребта Соганлуг, Чамурлы-даг и Турнагель. На во-сток в сторону Али-Софи долина расширяется и сливается с Карсской равниной. Полотно железной дороги и шоссе в районе Сарыкамыша идут вдоль узких и глубоких уще-лий. Вокзал также расположен в ущельи. К нему с севера примыкают высоты "Орлиное гнездо" и холм "Артилле-ристов". Западнее Сарыкамыша расположены казармы 155-го кубинского и 156-го елисаветпольского полков 39-й пехотной дивизии. Юго-западнее Сарыкамыша расположен Верхний Сарыкамыш, населенный черкесами, которые ока-
[7]
зывали туркам большое содействие в отношении агентур-ной разведки. При отступлении турок из пределов Закавказья во время Сарыкамышской операции черкесы эвакуировались вместе с ними в Турцию. Северо-восточнее Верхнего Сарыкамыша находится высота "Воронье гнездо".
Окружающие горы покрыты густым хвойным лесом, ко-торый на севере подходит к Сарыкамышу на 2 000 м. В 5 км северо-западнее этого селения по дороге на Бардус на хребте Турнагель имелся перевал Бардусский, покрытый перелесками.
Южнее хребта Соганлуг за труднодоступной трещиной р. Араке простирается плато Баш-кей. Через р. Араке имелась одна переправа на шоссе у Каракурта, откуда вдоль реки шла патрульная тропа типа аробной дороги, приводившая к м. Кагызман. Этот путь был единственной лазей-кой, по которой могли бы найти выход в случае окружения главные силы Кавказской армии.
К западу от северной части восточного меридионального поднятия до р. Чорох простиралась труднодоступная горная местность с малым числом аробных дорог.
Наиболее удобные на этих дорогах перевалы, вокруг которых в некоторые моменты завязывались крупные события, были следующие: Бардусский, у яйлы Бардус, Эшак-мейданский, Агундирский, Панжуретский и Яланус-чамский. Последний перевал являлся лучшим и наиболее удобным для проникновения со стороны Черноморского побережья на Армянское нагорье и к Ардагану, важному узлу дорог.
К северо-востоку и северу от хребта Соганлуга прости-раются Карсское и Ардаганское плоскогорья.
Южная приподнятая часть Карсского плоскогорья в райо-не Кагызмана, а также примыкающий с запада массив горы Алла-даг круто обрываются к р. Аракс, образуя глубочайшее ущелье, проходимое лишь в редких местах. К этому ущелью и намеревалось турецкое командование прижать главные силы русских.
Ардаганское плоскогорье отделено от Карсского плоско-горья Чалдырским хребтом, через который лучшие перевалы имеются на шоссе Карс-Ардаган и Карс-Мерденек.
В общем бывшая русская часть передового театра пред-ставляла неодинаковые удобства для действий войск. К западу от хребта Арсиан местность чрезвычайно пересеченная и лесистая допускала ведение операций незначительными отрядами и по очень ограниченному числу дорог, из которых лучшими являлись частью шоссе, а частью колесная дорога Батум-Артвин, перевал Яланус-чамский, Арда-ган. К востоку от того же хребта имелась достаточно раз-
[8]
витая сеть дорог, и местность допускала ведение операций большими силами.
Многочисленные реки театра имеют горный характер и проходят в своих верхних течениях в глубоких ущельях. В зимний период эти реки маловодны и замерзают.
Препятствием для перехода через них служат ущелья, в которых они протекают. Наиболее важное значение имеют pp. Аракс, Ольты-чай и Сиври-чай, вдоль ущелий которых пролегают лучшие дороги из Эрзерума в м. Ольты.
Климат Армянского нагорья континентальный, с суровой зимой (от -20 до -35°) и обильным снегопадом.
Климатические условия в горах в значительной степени: зависят от высоты над уровнем моря. Вследствие того что бои происходили на плоскогорьях высотой до 2 000 м и в горах до 2 800 м, климатические условия резко сказывались на войсках, не имевших горного снаряжения, обуви и зимней одежды.
Что касается плотности населения театра, то в Батумской области она в среднем доходила до 27 человек на 1 кв. км, в Ольтинском округе - до 14 человек, в Ардаганском и Кагызманском округах - до 18 человек. В прилегающих же приграничных областях Турции - до 15 человек на ту же площадь.
Средняя величина селений, состоявших преимущественно из глинобитных или каменных строений, зачастую прилепившихся к склонам гор и отличавшихся антисанитарными условиями, около 30 дворов.
В приграничной полосе Турции почти полностью отсут-ствовали удобные пути сообщения. На всей обширной территории имелось одно шоссе Трапезонд-Эрзерум-Гассан-кала. Все остальные пути представляли или аробные дороги, или вьючные тропы.
Так как железнодорожный и автомобильный транспорт в этой части Турции отсутствовал, то довольствие подвозилось исключительно на животных. Ввиду плохих дорог для массовых тыловых перевозок использовались преимущественно вьючные животные и двухколесные арбы, запряжен-ные быками. Эти арбы имеют острые колеса, которые, как ножи, врезаются в дороги и сильно портят их, но зато они могут двигаться, хотя и медленно, по пересеченной
[8]
местности с подъемами до 15-17°. Подвоз снабжения требовал очень большого количества животных и производился крайне медленно.
Край перед началом войны имел значительные запасы продовольствия и перевозочные средства. Однако даже приблизительный учет всего имевшегося налицо был невозможен, так как неоднократные попытки точного учета вызывали сопротивление со стороны турецкого населения.
Приграничная зона была наиболее доступна для действий крупными силами на трех направлениях: 1) Ардаган, Ольты, Эрзерум (Ардаганское), 2) Карс, Сарыкамыш, Эрзерум (Карсское), 3) Эривань, Диадин, Эрзерум (Эриванское).
Наиболее важным и кратчайшим (до 270 км) являлось Карсское направление, с которым совпадала сеть наилучших грунтовых дорог и шоссе, пролегающих по Карсскому плоскогорью, а затем по наиболее доступным долинам, выводящим к укреплениям Эрзерума. С этим направлением совпадала железная дорога Александрополь-Карс-Сарыкамыш. Это исторически главное операционное направле-ние: здесь в предшествовавших кампаниях действовали главные силы русских и турок.
Ардаганское направление (до 290 км) имело единствен-ное шоссе Ардаган-Ольты, от которого дальше к Эрзеруму вели аробные дороги, требовавшие разработки. Население очень редкое, значительный процент турок и курдов; турецкое командование возлагало большие надежды на получение от них продовольствия и фуража в период совершения маневра. Между тем имелись определенные сведения, которые, казалось бы, должны были быть из-вестны и турецкому командованию, что местные средства на этом направлении ограничены.
Это направление в пределах Турции отделялось от Карс-ского труднодоступным в зимний период хребтом Чахир-баба. Через северную часть этого хребта в пределах России имелась разработанная русской пограничной стражей дорога, пригодная для колесного движения,- так называе-мая патрульная дорога, пролегавшая вдоль государственной границы от м. Ольты через Бардус на Сарыкамыш.
Пути Ардаганского операционного направления позво-ляли русским при наступлении к крепости Эрзерум прорваться в укрепленный район с севера. B свою очередь, наступая по путям этого направления, турки могли обойти крепость Карс с запада и выйти в районы гг. Ахалкалаки и Ахалцих, а затем к Боржому, Михайлово, и поставить, таким образом, под угрозу железнодорожную магистраль Ти-флис-Батум.
[10]
Эриванское направление, протяжением до 310 км, совпа-дало -с лучшими путями, пролегающими по ряду нагорных равнин, выводящих в долину р. Араке, где пути этого направления совпадали в дальнейшем с Карсским операционным направлением.
Наибольшее значение в Сарыкамышской операции при-обрело Ардаганское, затем Карсское направления. Что же касается Эриванского операционного направления, то действия там в описываемый период отличались пассивностью. Русские войска, оккупировавшие северо-западную Персию, лишь сдерживали наступление турок, которые сделали попытку угрожать Бакинскому району со стороны г. Тавриз.
[11]












Пользовательского поиска
 
Архив проекта -> Сарыкамышская операция -> Глава II
Designed by Alexey Likhotvorik 21.07.2012 02:44:46
copyright (c) 2003 Alexey Likhotvorik